Модные традиции

Мода — культурное и социальное явление, которое приобрело особую значимость в современной культуре. Вопрос происхождения моды остается достаточно спорным. Если считать моду универсальным феноменом культуры, то тогда ее историю можно вести со времен «начала» культуры. Однако смена традиций ношения прически или платья далеко не всегда означает появление моды в современном ее понимании. Важно отмечать не только сами изменения, но и их динамику: эволюция костюма проходила медленно, одежда европейца до определенного исторического момента не знала морального износа. Восточные же общества демонстрируют еще больший консерватизм в вопросах внешнего вида. По замечанию российского социолога А.Б. Гофмана, до XIX в. в западноевропейском обществе в вопросах где и как купить одежду и внешнего вида господствовал обычай, противостоящий моде. При доминировании такого обычая в обществе мода в нем невозможна.

Не определяет наличие моды в обществе и массовое увлечение каким-либо явлением. По мнению норвежского философа, автора исследования философии моды, Л. Свендсена, мода появляется, когда данные изменения происходят ради самих изменений и довольно часто. Феномен моды определяется Л. Свендсеном как «постоянная потребность нового» (однако «новизну» следует понимать в весьма условном смысле: это то, что ново лишь по отношению к предыдущему стандарту, но отнюдь не по отношению к культурной традиции в целом), что свойственно современной культуре и не типично для до современных культур, демонстрирующих достаточно консервативное отношение к одежде. Это означает, что даже если какое-то явление становится популярным и вызывает интерес, совсем не обязательно следует отмирание старой традиции.

Обратимся к немецкому философу и социологу Г. Зиммелю. Хотя в некоторых случаях его понимание моды кажется устаревшим, у него можно найти несколько существенных замечаний. Мода, по мнению Г. Зиммеля, всегда содержит свою смерть. В этом и есть ее сущность и определяющее качество. Старые стандарты должны отмирать и уступать место новым, например сейчас купить мужские шмотки не составит особого труда. При этом, безусловно, умирает не сама мода, но уходят в прошлое, то есть перестают быть модными, некоторые значения и смыслы, не отвечающие требованию современности и новизны как характеристикам моды. Такие постоянные изменения и обновления стандартов, где ценностью становится новизна и современность, действительно можно назвать модой в культуре.

Сегодня изменения эстетических норм во внешнем виде являются привычным явлением в культуре, но ранее они отмечались только у высших слоев общества и не охватывали низшие сословия. Последние, фактически, были выключены из «модных» процессов. Так, например, костюм европейского крестьянина оставался традиционным и практически не был подвержен изменениям на протяжении столетий. А вот при королевских дворах в Европе нововведения возникали и распространялись очень быстро, при этом механизмом распространения было подражание, скажем, монаршим лицам, как это было в случае введения красных каблуков Людовиком XIV.

Однако в этом случае говорить о моде еще не приходится, ведь подражание королю носило определенные цели, обусловленные церемониями и протоколами, регулируя внутренние правила придворной жизни. Например, такое подражание было вызвано стремлением продемонстрировать свою лояльность монарху. Определенные новшества появлялись и внутри социокультурной группы, но практически никогда не выходили за ее пределы. Это означает, что введение определенных эстетических новаций еще не означает наличия моды.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Об авторе

Ledis.Top — современный женский портал © 2017 Все права защищены